Каптерев А.И. 
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

        Основной областью исследований кафедры виртуальных коммуникаций МГУКИ являются виртуалогия и виртуалистика – предметные области, формирующиеся на стыке культурологии, социологии, информациологии, психологии, других наук. Объектом виртуалогии становятся виртуальные формы коммуникационных процессов, осуществляемые в социальном пространстве-времени. В качестве предмета мы рассматриваем динамику двухстороннего влияния виртуальных коммуникаций и социума, изучаемую в различных аспектах (экономическом, психологическом, юридическом, социотехническом) на различных этапах социогенеза. Имея четко очерченные объект и предмет, анализ виртуального пространства использует различные методы, разработанные в других социальных и гуманитарных науках, что не мешает виртуалогии и виртуалистике разрабатывать и собственные методы исследований. При тесной взаимосвязи виртуалогия изучает методологические основания возникновения, существования и развития виртуального социального пространства. В то же время виртуалистика сориентирована на изучение прикладных, технологических аспектов реализации виртуальных коммуникаций. Кафедра отдает себе отчет в необходимости одновременного изучения и учебно-методического оформления этих взаимосвязанных направлений, что определяет набор дисциплин, по которым ведется преподавание на нашей кафедре.
        Поскольку данная область знания еще находится в стадии оформления, она недостаточно отражена в образовательных стандартах и учебных планах. Однако мы убеждены, что по мере накопления результатов виртуалогия и виртуалистика займут соответствующее место в учебных заведениях.
        Кафедра виртуальных коммуникаций изучает и отражает в учебном процессе проблемный комплекс «Виртуальное коммуникационное пространство: пути и средства его изучения и использования в социально-культурной деятельности». В настоящее время исследовательская и учебно-методическая работа ведется по направлениям: 
а) «Виртуализация культуры»;
б) «Медиатизация информационного пространства»; 
в) «Интеллектуализация социальных технологий и информационных систем»;
г) "Профессиональное пространство как феномен культуры и способы его изучения";
д) "Применение современных коммуникационных технологий в научно-педагогической работе".
        В плане научного изучения виртуального коммуникационного пространства на примере социально-профессиональной группы библиотечных специалистов, мы сопоставляли различные структуры профессионального сознания: фоновую, ценностную, коммуникативную, мотивационную, структуру удовлетворенности. Результаты этого многолетнего исследования мы обобщили в монографии "Виртуальный мир российского библиотекаря", подготовленной к печати в издательстве "Профиздат". В изучении медиатизации информационного пространства мы также поставили очередную веху, написав монографию "Мультимедиа как социокультурный феномен". Обе работы доступны на нашей web-странице по адресу: http://kapterev.narod.ru. Изучая интеллектуализацию как одно из следствий информатизации общества, мы сформировали творческий коллектив и приступили к изданию серии книг «Интеллектуализация менеджмента» (10 выпусков общим объемом 80 п.л.). 
Возглавляя кафедру виртуальных коммуникаций МГУКИ, мы пытаемся использовать возможности медиатизации информационного пространства и виртуализации коммуникаций, управляя этим процессом, вести студента от овладения суммой техник через систему технологий к профессиональной культуре. 
        Педагогическим ноу-хау кафедры является разработка и внедрение концепции «МЕДИАГНОЗИС» (Модульная единая дистанционная инструментальная автоматизированная гипермедийная научно-образовательная интеллектуальная система). Эта работа является комплексной и многоэтапной задачей. Данная концепция включает основные принципы: 
а) направленность Интернет-ресурса на педагогические цели; 
б) структурированность по дидактическим задачам; 
в) конструктивность (пригодность для решения практических проблем); 
г) этапность разработки и освоения; 
д) сочетание разнообразных форм и методов обучения. 
        Первыми этапами этого проекта стали: web-дизайн, структурирование, размещение и пополнение сайта кафедры (http://www.dvc.tvworld.ru); разработка образовательных Интернет-ресурсов «Мультимедиа как социокультурный феномен» и «Информационные технологии в образовании». Принципиальной особенностью реализуемых мной проектов является создание и использование сайта кафедры с персональными страницами преподавателей в сочетании с интерактивным мультимедийным, специально разработанным контентом, включающим:
а) мультимедийный учебник по курсу объемом 20 а.л.; 
б) мультимедийную хрестоматию объемом более 60 Мб;
в) тестовую систему с разнообразными интерактивными тестами по всем 20 темам курса, 
г) специально отобранные «желтые страницы» – каталог Интернет-ссылок, включающий аннотированную базу данных по дистанционному 
    образованию (более 100 web-адресов);
д) набор собственных мультимедийных презентаций;
е) набор профессиональных творческих проектов участников фестивалей компьютерной графики и анимации (ФОКОМ) (более 30 Мб);
е) специально разработанный и апробированный инструмент проведения телеконференций с ключевыми докладами, выступлениями 
    студентов в прениях, системой мониторинга активности участников. 
        Подобная же работа была нами осуществлена в рамках формирования образовательного Интернет-ресурса по курсу «Информационные технологии в образовании» для поствузовской ступени обучения (МВШСЭН и аспирантура МГУКИ). Она также доступна на нашем сайте в Интернет.
        При сетевом обучении роль преподавателя и тьютора сливаются, и акцент смещается в сторону организации сетевого обучения. Эти изменения требуют новой мотивации преподавателей и соответственно возникновения у них необходимых навыков. Если до недавнего времени доминировала модель, представляющая идеалом распространение экспертного знания на возможно более широкую аудиторию, то в настоящий момент важнее становится обеспечить групповую дискуссию по какой-то проблеме в режиме реального времени.
        Сконструированная нами среда позволяет реализовать как синхронное, так и асинхронное обучение. 
        В настоящее время мы протестировали различные проекты дистанционного обучения с использованием Интернет: системы "TopClass", "HyperMethod", "ToolBook", "КОБРА" и "Learning Space". Все они требуют специального освоения, а некоторые и установки SQL-серверов. По мере создания в МГУКИ университетской локальной сети, видимо, целесообразным будет переход на "Learning Space". Опираясь на результаты исследовательского института IBM, станет возможным интегрировать наши разработки в среду, содержащую разнообразные учебные ситуации и более дифференцированно структурировать виртуальное образовательное пространство, санкционируя доступ к его отдельным фрагментам. Однако в настоящее время оптимальной средой нам представляется  Microsoft Internet Explorer 5.0 и выше, поддерживающий фреймы и скрипты, и позволяющий решить многие дидактические задачи без громоздких надстроек.
Hosted by uCoz